Филимоновская игрушка: фото картинки для детей глиняной лошадки и петушка с символической росписью
Корни филимоновской игрушки уходят в глубокую древность – по данным археологов, возраст этой традиции от семисот до тысячи лет! Картинки с изображением филимоновской игрушки – или глиняных предметов, очень ее напоминающих – можно встретить в учебниках по древней истории.
Они были найдены при раскопках курганов девятого – одиннадцатого веков в районе города Одоева. Кажется невероятным, но загадочные знаки и символы, начерченные на археологических находках, до сих пор сохраняются в филимоновской росписи! Поистине, это один из древнейших художественных промыслов на отечественной территории!
Таинственный дед
У традиции есть свой центр – это деревня Филимоново Одоевского уезда Тульской губернии. Легенда об истории его возникновения появилась значительно позже. О доисторических курганах в ней речи нет. Деревня получила наименование от легендарного деда Филимона – по преданию дед был не только игрушечником и гончаром, но и богомазом, и… беглым каторжником!
Из остатков глины от гончарного производства Филимон лепил игрушки – и нечаянно основал многовековой народный промысел. Заодно подарив имя родному селу. Сегодня филимоновская игрушечная история не менее популярна и знаменита, чем дымковская или каргопольская – она стала одним из ключевых региональных брендов и востребованным туристическим сувениром!
Из чего сделаны лошадки?
Легенда останется легендой, однако доля правды в ней присутствует – фигурки действительно изготовлялись из остатков глины от гончарных дел. Синика – местная глина – до обжига имеет характерный черно-синий цвет, почему и получила свое название. Синика отличается особенной пластичностью и жирной фактурой, идеальной для лепки и обжига.
Бытует непростая система ее заготовки – ведь ошибка может испортить вещь!
- Пласты синики залегали на глубине. Верхние слои почвы непрочные – поэтому колодцы для заготовки копали по морозу. Иначе обвалятся!
- Синика должна была отлежаться несколько дней в темном влажном месте.
- Затем ее замачивали в воде. Временами переворачивая.
- Отмокшую синику клали на пол и разминали. Прямо ногами. Это был своеобразный деревенский праздник с танцами босиком на синике под гармонь. Растоптанный пласт присыпали золой и убирали. Потом повторяли. Чем больше задорных танцев на благо производства, тем лучше фигурки!
- Подготовленную синику нарезали на пластины – заготовки. Хранили, защищая от высыхания – иначе треснет!
Современная их раскраска сформировалась в девятнадцатом веке – тогда изобрели химические анилиновые краски.
Поэтому роспись настолько неправдоподобно яркая для древней! Красок всего три – желтая (фоновые полосы), «малинка» и «зеленка». Но анилиновые красители полупрозрачны – и в наложении дают настоящее многоцветье!
Яркая палитра и древние знаки
Роспись имела свою последовательность и наносилась поэтапно – сначала желтый цвет, затем поверх него красный, в конце зеленый. Применяли тонкие полоски, круги, точки и короткие линии на ярком белом фоне.
Чем позже нанесение, тем тоньше кисточка. Орнаменты несли сложную символику. Круги и звездочки – солярные символы, елочки – Древо Жизни, треугольники – сельскохозяйственное плодородие, засеянная пашня.
Точки в треугольниках – зерно. Зигзаги и дуги – дождь, волны – небесные воды. Главное, о чем думали крестьяне в эпоху рискованного земледелия!
Теперь вы знаете, как нарисовать филимоновскую лошадку или барыню! Можно идти за карандашом и начинать экспериментировать.
Но сначала познакомимся с персонажами.
Типы фигур
Основных типов четыре:
- Антропоморфные – люди, барыни, солдаты, кормилицы, всадники. Трактовки могут быть от профанных до глубоко символических, от бытовых комических зарисовок до древних богинь плодородия, отвечавших за младенцев и урожай.
- Зооморфные – сельские животные. Лошадки, козы, бараны. И дикие – олени, медведи. Могли быть как предметами для игр, так и оберегами. Божествами, впрочем, не были – в такое не поиграешь. Но их атрибутами или помощниками вполне могли служить.
- Птицы – петушки, гуси и даже павлины. Символически птицы считались посредниками между мирами.
- Многофигурные композиции – уже не для игры, а для украшения интерьера. Говорят, появились уже в двадцатом веке. Сложные сюжеты с участием перечисленных персонажей. И не только – в отдельных сюжетах есть, например, дерево или повозка.
У фигур длинные шеи и лаконичные, но выразительные лица и морды – точечки и черточки на ярко-белом фоне. Похоже на современное искусство! Недаром фото необычных и узнаваемых статуэток есть в каждом буклете Тульской области!
Ближе к людям!
Кажется, увеличь солдата или павлина раз в десять – и будет арт-объект для международной выставки! Это искусство доступно на разных уровнях – от государственных художественных галерей до раскрасок для детского сада. Заполучить их, кстати, несложно.
Раскраски можно сохранить и распечатать с интернет-сайта фабрики. В сети есть большой выбор шаблонов и презентаций, как с образцами расписанных фигур, так и контурных рисунков для свободного полета фантазии.
Обратите внимание: для разукрашивания рисунка почти безупречно подойдут обычные офисные маркеры. Отличный подарок коллегам – антистресс-раскрашивание остается в тренде уже не первый год!
Есть возможность и поучаствовать в настоящем производстве – на нем проводятся мастер-классы по лепке и раскрашиванию. Главное – соблюдать аккуратность и расписывать заготовку с каждой стороны поочередно, держась руками только за белый фон.
Иначе можно нечаянно смазать невысохшие полосы и нарядные солнышки. Акриловым краскам требуется время, чтобы подсохнуть. Глиняная заготовка выдается на мастер-классе – слепленная вами просто не успеет высохнуть.
Звуки музыки
А еще они музыкальны – многие фигурки имеют собственный свисток и являются оригинальным музыкальным инструментом. А из нескольких филимоновских статуэток можно составить ансамбль. Или даже оркестр.
Если вы приехали на вместительном экскурсионном автобусе – вы сможете проверить это на практике.
Музыкальная индустрия была женским делом – дед-основатель, если существовал, то надежно забылся. Мастерицы начинали обучаться с детства – девочки игрушечницы так и звались “свистульками”. Участие в семейном заработке для детей было важным шагом во взрослую жизнь.
Традиции изготовления игрушки предполагают фантазию. Иначе промысел утратил бы привлекательность и интерес. А он жив и радует людей целое тысячелетие! Просто посмотрите на картинки филимоновской игрушки и проникнитесь оптимизмом многовековой выдержки!